Фальсифицированные продукты! Как распознать?

Результаты проверок, которые проводят специалисты НП «Росконтроль», утверждают, что только треть продуктов питания на рынке соответствует требованиям технических регламентов и имеет достоверную маркировку.

Фальсифицированные продукты как правило имеют вполне удовлетворительный вид. Нередко такие продукты кажутся потребителю даже более вкусными – например, творожные продукты с добавлением растительных жиров или колбасные изделия с добавлением соевого белка.

Однако пищевая ценность фальсифицированных продуктов в большинстве случаев ниже, чем у аналогичных продуктов добросовестных изготовителей. Кроме того, сомнительные ингредиенты и технологические процессы, которые производители фальсифицированных продуктов используют, но не отражают в сопроводительных документах.

Цель недобросовестных производителей – поживиться за ваш счет. Для этого они исключают или заменяют дорогостоящие ингредиенты более дешевыми, чтобы снизить себестоимость, а также вносят добавки, которые обеспечивают, к примеру, более длительное хранение продукта, но не указывают их в составе продукта.

Способы распознать фальсификат

Распознать фальсифицированные продукты наверняка можно только с помощью лабораторных методов испытаний. Производители постоянно совершенствуют технологии фальсификации, чтобы потребитель не обнаружил фальсифицированные продукты.

В конце в стать Вы сможете скачать таблицу.
Таблица составлена на основе результатов проверок качества продукции. В ней приведены наиболее распространенные способы фальсификации.
Так, например, производители, чтобы сэкономить:

  • применяют, но не указывают в составе пищевые добавки;
  • заменяют жир более дешевым;
  • добавляют крахмал или растительную клетчатку;
  • заменяют мясо «суррогатными» ингредиентами белковой и небелковой природы;
  • добавляют влагу и др.

В таблице также приведены рекомендуемые показатели для периодического контроля продуктов, которые чаще всего используются в питании.
Этих показателей достаточно, чтобы определить, что продукт фальсифицирован.

Применяйте органолептический метод оценки

При достаточном опыте ответственный по питанию сотрудник может по внешнему виду, цвету, консистенции, запаху и вкусу пищевых продуктов выявить некачественную продукцию или заподозрить фальсификат.

Используйте результаты независимой экспертизы качества продукции

Получить информацию о том, что продукт фальсифицирован, можно из публикации результатов независимой экспертизы качества продукции в Интернете.

Как не попасться на уловки нечестных производителей

На рынке есть продукты, которые нельзя безоговорочно назвать фальсификатами. Это продукты невысокого качества, которые производители, пользуясь неконкретностью требований технических регламентов, выдают за качественные и даже специализированные продукты. Многие из этих продуктов не подходят для питания детей.

Найдите на упаковке истинную информацию о наименовании и составе продукта

Чтобы ввести потребителя в заблуждение, производители часто прячут истинную информацию о наименовании и составе продукта (таблица).

Уловки, к которым прибегают производители, чтобы скрыть истинную информацию о продукте на маркировке

СКАЧАТЬ

Разоблачите обман в названии

Технический регламент на маркировку пищевой продукции (ТР ТС 022/2011) различает наименование пищевого продукта и придуманное название. Наименование должно соответствовать терминологии, которая принята техническими регламентами. Если производитель неправильно, не в соответствии с регламентом, указывает наименование – продукт однозначно трактуется как фальсифицированный.

Придуманное название может быть фантазийным и, если оно не является зарегистрированной торговой маркой, ни к чему не обязывает производителя. Во всяком случае, так считают многие производители и присваивают своим продуктам придуманные названия, которые вводят в заблуждение потребителей. Это могут быть:

1. Названия, которые легко спутать с наименованиями популярной стандартизированной продукции. Например, колбаса «Докторская народная», сыр «Российский премиум». При этом ни по составу, ни по показателям качества такая продукция, как правило, не имеет ничего общего с одноименными продуктами, которые выпускаются по ГОСТам.

2. Названия, которые образованы от компонентов, содержащихся в продукте в очень малых количествах.
Технический регламент запрещает называть, например, продукт, который не содержит клубники, клубничным.
В случае если в нем присутствует только ароматизатор, он должен называться продуктом «со вкусом / со вкусом и ароматом клубники». Однако стоит производителю положить в него 1% клубничного наполнителя (или только написать о том, что он там присутствует), и название «клубничный» становится легитимным.

3. Фантазийные названия с указанием ингредиентов, которых нет в продукте. Например, колбаса «Дикий кабан» – потребитель может подумать, что в ней мясо дикого кабана, но, разумеется, его там нет.

4. Псевдо детские придуманные названия, которые заставляют потребителя считать, что продукт предназначен для детей, хотя на самом деле он таковым не является. Для этого производители используют слова:

  • «детский»;
  • «кроха»;
  • «малышка»;
  • «счастливое детство»; и т. д.

5. Названия, которые ассоциируются у потребителя с другими видами продукции.

Пример. Спреды с названиями «Деревенское», «Кремлевское», «Топленое» и т. п. ассоциируются со словом «масло».

Очевидно, что такое название выбрано с целью ввести потребителя в заблуждение. Спред – это жировой пищевой продукт, дешевый заменитель натурального сливочного масла.

Другой пример – придуманное название молокосодержащего продукта с растительным жиром «Сгущенка», которое совпадает с обиходным названием сгущенного молока и дано с явным расчетом на то, что потребитель приобретет его, считая, что покупает сгущенное молоко. Похожая ситуация с придуманным названием «Тушенка».

Не принимайте всерьез рисунки на упаковке

Большинство потребителей считают, что рисунки на упаковке предназначены не только для ее украшения, но и для информирования о ее содержимом. Однако есть производители, которые думают иначе. Они используют в маркировке изображения (рисунки), а также элементы дизайна, которые вводят потребителя в заблуждение относительно действительного наименования, предназначения и/или состава продукта.

Примером может служить упомянутый выше молокосодержащий продукт с растительным жиром «Сгущенка». Его упаковка выполнена в традиционном дизайне упаковок сгущенного молока.

Другой пример – на упаковках растительно-сливочных спредов производитель разместил изображения коров и цветущего луга, а вовсе не масличной пальмы, из которой получают пальмовое масло, на основе которого и был изготовлен заменитель молочного жира. Жирность такого спреда удивительным образом совпала с привычной жирностью сливочного масла (72,5% или 82,5%).

Также недобросовестные производители зачастую изображают на упаковке ингредиенты, которые отсутствуют в продукте, например, ягоды и фрукты, хотя в составе продукта есть лишь соответствующие ароматизаторы.

Таблица « Наиболее распространённые способы фальсификации пищевых продуктов» СКАЧАТЬ.

Если статья оказалась для Вас полезной оставляйте свои комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *